- афрохристианские течения
афрохристиа́нские тече́ния, общее название для церквей и сект, сочетающих в своих вероучениях положения христианства и местных африканских традиционных верований и обычно объединяющих людей только чёрной расы. Другие названия афрохристианство, местные африканские церкви.
Афрохристианские течения появились в конце XIX в. в странах Южной, Западной и Восточной Африки в результате приспособления к местным условиям различных христианских конфессий путём их синкретизации. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 в Капской колонии Н. Тиле, бывшим методистским проповедником, и получила название Церковь тембе. Расцвет же афрохристианского движения пришёлся на первую половину XX в.
К афрохристианским течениям относится свыше 7 тыс. сект, весьма различных в доктринальном отношении. Их общей чертой является лишь стремление создать «чёрное христианство», которое противопоставляется ассоциировавшемуся с колониализмом «белому христианству». Почти все афрохристианские течения провозглашают богоизбранность африканцев и обвиняют «белых» в искажении христианства. Характерна для афрохристианских течений и своеобразная интерпретация библейских сюжетов и прежде всего объявление всех библейских пророков и даже самого Иисуса Христа неграми. Дьявол же и бесы, наоборот, нередко рисуются с белой кожей.
Среди афрохристианских течений можно выделить 5 основных групп: адаптированно-христианские секты, мессианские секты, языческо-христианские секты, эфиопские секты («чёрные» церкви) и так называемые ветхозаветные секты. Некоторые афрохристианские течения можно отнести сразу к нескольким из этих групп.
Адаптированно-христианские секты представлены в основном ответвлениями католицизма и ряда протестантских конфессий, так или иначе приспособленными к местным условиям. В них обычно сохраняются коренные догматы христианства, но вместе с тем допускается культ предков, вера в духов, фетишизм, практикуется многожёнство. К ответвлениям католицизма относятся Легион Марии (Кения) и Дини я Мария (страны побережья Гвинейского залива), ответвлениям англиканства Избранные евангелического возрождения (Уганда), Номья Луо (Кения), Церковь Бога (Бурунди), лютеранства Центральноафриканская церковь (Центральноафриканская Республика), Независимая община (Чад), Лютеранская церковь Бапеди (ЮАР), методизма Объединённая методистская церковь (Нигерия), Африканская методистская епископальная церковь (Свазиленд), Церковь Эледжи и Объединённая туземная африканская церковь (Бенин), баптизма Протестантская баптистская церковь Киву (Демократическая Республика Конго), Баптистский комитет (Центральноафриканская Республика), Баптистская церковь Библии Мадагаскара, пятидесятничества Ассамблея Бога (Буркина-Фасо) и Миссия ассамблей Бога (Того), иеговизма Китавала (страны Медного пояса и Демократическая Республика Конго). Секты этой группы имеют около 10 млн. последователей.
В мессианских сектах особое положение занимают основатели движения, а нередко и их преемники, которые наделяются сверхъестественными качествами, а нередко и обожествляются. При этом основы христианства обычно сильно искажаются. К таким сектам относятся прежде всего кимбангизм и его ответвления (мацуаизм, мпандизм, мвунгизм, секты Тонза и «богоданных»), харризм, секты «херувимов и серафимов» и «второго Ильи-пророка» и некоторые другие. Мессианские секты распространены в основном в Центральной и Западной Африке и к ним принадлежат до 10 млн. человек.
В языческо-христианских сектах сохраняются местные традиционные верования, к которым приспосабливают отдельные христианские элементы. Например, Иисус Христос объявляется посланцем какого-нибудь местного бога. В эту группу афрохристианских течений входят секты Бейкоку и Церковь оракулов (Нигерия), а также ряд других. Число сторонников этих сект не превышает 500 тыс. человек.
Эфиопские секты («чёрные» церкви) появились в начале века главным образом в Восточной Африке и обычно проповедуют богоизбранность эфиопов. Многие эфиопские секты являются монархическими. Часть их заимствовала вероучение и обрядность Эфиопской православной церкви и имеет некоторое подобие иерархии, другие же, как, например, растафаризм (Африканская реформированная церковь), создали свою новую доктринальную систему. Эфиопские секты распространены как в Восточной и Центральной Африке, так и на других континентах. Общая численность их приверженцев оценивается в 0,51 млн. человек.
Ветхозаветные секты, зародившись по большей части в христианской среде, эволюционировали в направления неталмудического иудаизма и являются своего рода аналогами так называемого чёрного иудаизма. Большинство этих сект пытается возродить уклад жизни, существовавший во времена Авраама, и имеет сходные с иудаизмом пищевые запреты. Нередко практикуется многожёнство. Эти секты распространены преимущественно в Южной Африке. Примерами их могут служить секта Ибадула Лику Кристу и секта «израильтян».
К афрохристианским течениям в общей сложности принадлежит, по некоторым оценкам, до 40 млн. человек (6% населения континента), представленных во всех частях континента за исключением Северной Африки. Особенно много последователей афрохристианских течений в ЮАР (около 6 млн.), в Нигерии и Демократической Республике Конго (по 4 млн.) и Кении (свыше 2 млн.). Сторонники афрохристианских течений составляют в населении отдельных стран Африки: в Свазиленде 52%, в Ботсване 35%, в ЮАР 24%, в Малави 19%, в Демократической Республике Конго 17%, в Гане 16%, в Зимбабве 15%, в Габоне 14%, в Либерии, Республике Конго и Лесото 13%, в Кении 11%, в Нигерии 10%, в Замбии 8%, в Намибии 6,5%, в Анголе, Мозамбике и Кот-дИвуаре 5%, в Бенине 2%, в Того 1,7%, в ЦАР 1,5%, в Уганде 1,2%, в остальных странах менее 1%.
Р. А. Силантьев
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.